Powered By Blogger

среда, 18 января 2012 г.

Весь Рим - вертеп.

             Любители клубнички, не бросайтесь жадно читать!

Слово вертеп происходит от устаревшего церковно славянского вертепа - пещеры, где прятались от преследований первые христиане. Со временем оно приобрело негативный или даже зловещий оттенок, потому что так было приназывать притон, место разврата или преступлений, чаще всего для ведьм или разбойников.
В канун Рождества вертеп превратился в воспроизведение сцены рождества Иисуса в искусстве, театре, живописи, скульптуре. Чаще всего это традиционные персонажи, начиная с базовой композиции: самого грота, животных, Волхвов и пастухов, не считая самых главных "виновников торжества", святое семейство: Мария, Иосиф и Иисус младенец.
Но это не просто персонажи, вертеп полон символики. Еще Св. Лука в Евангелие описал грот и колыбель с овечками и коровками. Остальное - это смесь разных источников: часть иконографии, принятой в искусстве, апокрифические евангелия и народные традиции, в том числе выходящие из более античных религий античности.
Традиция создавать вертеп преимущественно итальянская. Она восходит еще ко временам Св. Франциска, который в 13 века воспроизвел сцену рождения Иисуса младенца. А первый вертеп, о котором остались документальные сведения, был создан мастером Арнольфо ди Камбио. В 15 веке распространилась традиция ставить уже постоянные вертепы в церквях. С 17 века даже аристократы стали создавать в виллах и дворцах домашние вертепы и даже целые капеллы. Что особенно поощрялось церковью в этот период Контр - реформации, так как считалось дополнительным выражением веры. 
В 18 веке  особенно в Неаполе начались настоящие соревнование между аристократическими семьями, чей вертеп будет лучше, дороже, красивее. Для создания композиций отводились целые комнаты в аппартаментах, статуи покрывались драгоценными тканями, настоящими ювелирными украшениями.
Традиция вертепов в более простой форме дожила и до сегодняшних дней. Но эта традиция мгновенно была принята близко к сердцу и перенята народом. Сегодня по прошествии почти 700 лет везде в Италии, в офисах, на улицах, в церквях стоят разномастные вертепы, как готовые таки собранные самостоятельно. Особенно в семьях кропотливое изображение сцены рождения младенца Иисуса в колыбели, пастухов, овечек и.т.д. стало незыблемым ритуалом. В Италии в разных регионах традиция вертепа развивалась по-своему:
Например в Генуе пастухи делались из дерева, в Апулии из папье-маше, сицилийский верпет использовал местные ботанические элементы, как мандарин и миндаль, корал, перламутр и алебастр.
Особое место занимает знаменитый Неаполетанский вертеп с глиняными пастухами. В историческом центре Неаполя в канун Рождества вся улица Сан Грегорио Армено украшается разнообразными вертепами и лотками с новогодними яствами. Вертепы в Неаполе со временем обросли лишними и явно не подходящими по времени деталями, например одежда персонажей явно не соответствовала библейской. Они превратились в настоящие минигородки, с тавернами, лавками и многочисленными персонажами, мало имеющими общего с традиционным значением вертепа.
В некоторых городах Италии даже проходят смотры вертепов, фестивали и ярмарки на данную тему. В Езоло, провинции Венеции проходит фестиваль вертепов из песка. В Болонье была учреждена ежегодная ярмарка вертепов еще со средних веков.
В Риме эта традиция тоже нашла свое отражение: на плошади Дель Пополо создан своеобразный музей вертепов, ежегодно открывающийся на рождественский период. Разнообразие вертепов шокирует и оставляет далеко позади даже самые немыслимые фантазии: традиционное дерево, пластика, бумага, пенопласт, макаронные изделия, банки из под пепси и кока-колы, ваты, кристаллов Зваровски, а также свечки, ручки, булки, волосы. Хотя не зря говорят, что лучше один раз увидеть. Музей вертепов открыт каждый день, вход платный со стороны площади Дель Пополо и одноименной церкви. 
    
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий