пятница, 11 марта 2011 г.

Наконец найдено тело Караваджо.

Почти 400 лет прошло с июля 1610 года, года было наконец обнаружено тело художника. Но не на том месте, где гласила прижившаяся веками и на планетарном уровне легенда о том, что он умер на пляже Порто Эрколе от малярии, не доехав до простившего его Рима всего лишь 70 км.
Караваджо увидел Рим, будучи еще бедным художником, сначала  писал натюрморты, но потом его имя все чаще стало появляться в протоколах римской полиции. Несмотря на защиту покровителей у него были серьезные проблемы с законом. В 1606 Караваджо бежит из Рима после обвинения в убийстве, сначала спасается в провинции столицы, потом в Неаполе, оказывая  большое влияние на развитие неаполитанской живописи, переезжает на Мальту, где пишет портрет магистра мальтийского ордена и сам вступает в его ряды. Снова проблемы с законом, он бежит, на Сицилию, в Неаполь, где получает серьезную уродующую его травму и принимает решение вернуться в Рим, подкупив своими картинами высших сановников. На берегу Порто Эрколе, где он ждет свой багаж и подписанный документ о помиловании его застигает смерть.
Но тело так и не было найдено, точная причина смерти оставалось не известна. Возможно это действительно была малярия, лихорадка, венерическое заболевание (сифилис?), не исключалось даже убийство, тем более что у падкого на "приключения" художника было много врагов.
В Ватикане хранится официальный документ, который засвидетельствовал смерть Караваджо в больнице. Интерес Ватикана объяснялся тем, что Караваджо ожидали в Риме, простив ему убийство человека, тем более что он вез в дар несколько картин, которые так нравились римским коллекционерам из семьи Понтифика. 
На самом деле тело не было обнаружено, потому что в то время его никто не искал. Интерес к 17 веку вообще долгое время был ослаблен скептицизмом историков искусства, в силу множества политических и исторических причин. Искусствоведение негативно относилось ко всему 17 веку вообще, к барокко в частности. К Караваджо отношение было особо негативное из - за его гипер-реалистичности и дикого темперамента, за что он даже заслужил прозвище проклятого художника. Хотя последний год показал, что его слава и талант едва не "переплюнули" славу Микеланджело. Буонарроти. Потому что настоящее имя Караваджо тоже Микеланджело, только Меризи. 
Поисками тела Караваджо уже занимался некий авантюрист от археологии, телекомментатор Сильвано Винченти, который с группой последователей вскрыл несколько могил в Порто Эрколе. Раскритикованный научным миром и историками искусства, он уже пытался найти тела Данте и Пико делла Мирандола. На его очереди - тело Леонардо Да Винчи, похороненного во Франции.
Но серьезные научные поиски начались с заявления девушки археолога, что возможно тело Караваджо было уже эксгумировано ранее, когда могилы при церкви вскрывались во время городских работ в 1957 году. По странной случайности она, тогда 10 летняя девочка, присутствовала при вскрытии могилы и точно помнит, что среди рыбаков, переехавших сюда в 17 в., было найдено тело, завернутое в мальтийский плащ и знаменитый эпиграф "Умер 18 июля 1610 года Микеланджело Меризи из Караваджо, художник."
Тела были перезахоронены все вместе в общей могиле. Предполагалось, что они так и находятся под криптой церкви или за ее алтарем и придется ломать полы. Эксгумация останков обнаружила около 40 разных людей. Для идентификации тела была собрана группа из лучших итальянских университетов, настоящая многопрофильная команда геологов, генетиков, антропологов и даже экспертов криминалистов итальянской полиции, которые обычно присутствуют во всех сложных и громких делах, до сих пор уголовных. Так что теперь точно смогут ответить на множество вопросов, связанных с загадочной смертью Караваджо, как и отчего он умер.

Для начала редиоуглеводный анализ (Карбоний 14) выявил людей умерших примерно около 1610 года. Потом были отобраны именно мужчины около 40 лет и 1.80 м ростом - примерный возраст и рост художника. Дальнейшие анализы показали, что только в одном теле было слишком высокое содержание свинца и тяжелых металлов в костях, что типично именно для художников 17 столетия. Белая краска на картинах времен Караваджо получалась с помощью разведения свинца, что часто приводило к отравлению его парами, сатурнизму. Болезнь была также распространена во времена римских императоров. Возможно, сатурнизмом страдали Калигола и Нерон. Его последствия - психическая неуравновешенность, что у Караваджо было с избытком:  дуэли, поединки, ночные похождения, сопротивления закону, вспышки ярости могли быть обусловлены именно этой причиной. И типичные визуальные симптомы этого заболевания - сине-зеленый цвет лица, покрасневшие глаза, опухлось лица, темные тени под глазами - Караваджо изобразил на своем знаменитом автопортрете Больной Бахус (ик)  в Галерее Боргезе (см фото).  
Только одно тело могло быть телом великого художника, но нужны были дальнейшие доказательства. Тут на помощь ученым пришел специальный отдел экспертов криминалистов, обязательных участников всех громких дел Италии. Правда, до этого раза в основном уголовных. Раз было получено ДНК, нужно было сравнить его с ДНК родственников художника. Но у Караваджо не осталось официальных детей, единственный брат стал священником. Имелась еще сестра Катерина Меризи, но ее род угас в 18 веке. Не оставалось другого пути, как проследить фамилию. Если бы он носил фамилию Росси или Бьянки, вариант нашего Иванова-Петрова-Сидорова, было бы весьма тяжело, но фамилию Меризи к счастью до сих носят только 17 семей, все проживающие в области между Миланом и Бергамо, откуда художник был родом. ДНК останков совпадало с их ДНК, что подтвердило гипотезу происхождения неизвестного тела из тех краев.
До этого времени ученые сознательно выбирали молчание в печати, пока предположения не превратились в уверенность. National Geographic в конце октябре выпустил фильм, поэтапно оказывающий эпопею поиска тела самого яркого, самого необузданного гения своего времени, который притягивал и отталкивал своей полной приключениями жизнью похожей на рыцарский роман. В искусстве барокко его влияние неоспоримо: он был первым, кто первый предложил технику светотени (кьяроскуро, то есть с использованием контрастных свето-темных тонов), а также он ввел использование оптических приборов для фотографирования своих моделей — более чем за 200 лет до изобретения фотографии.

Интерес к его имени до сих пор неисчерпаем. Мы предлагаем множество возможностей познакомится с его творчеством и жизнью:
Экскурсия в галерею Боргезе, предлагает больше работ Караваджо, чем любой другой музей мира, а также знакомит с его непростыми отношениями с высшими сановниками Ватикана, от которых, возможно зависела его судьба.
Предлагаем также Рим Караваджо - прогулки в местах Рима, связанных с бурной жизнью художника, в местах где он жил, бывал, где произошла знаменитая дуэль, повлекшая за собой бегство до конца, до смерти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий