воскресенье, 23 января 2011 г.

Здесь был Вася, руссо туристо облико нон морале.

Остап Бендер написал "Киса и Ося были тут" на скале при пересечении горной гряды с несчастным Кисой Воробьяниновым, причем его надпись была не единственная. В нашей широте в таких случаях действовал неутомимый Вася, который был еще и вездесущим, потому что его имя встречалось везде и стало нарицательным. Но Васи и его разновидности до сих пор в основном тренировались выписыванием своих инициалов на родных заборах. А попадая в Европу, если и отходили от прилавков с колбасой, то в храмах искусства, охваченные божественным трепетом, взирали на мировые шедевры. Может быть, благодаря нашему школьному образованию, может еще чему-то... Но как -то не замечала я пока на просторах Европы надписей на русском языке, чем очень гордилась и ставила НАС всегда в пример. 
Но все-таки Вася проявился и тут, и не где -то, а в Ватикане. В 2010 г. на стене здания Санта Скала (Святой лестницы) в Риме была обнаружена надпись на языке, который сначала приняли за оскорбления в адрес Папы Римского Бенедикта XVI или за проклятия приспешников Сатаны. Нападки анти-ватиканского характера были серьезно и категорично раскритикованы мэром города и осуждены кардиналами из окружения Понтифика. Но демоническое проклятие впоследствии оказалось великим и могучим и гласило на кириллице "Я люблю Веру!", причем подписано было Ваней и почему-то латинским щрифтом. 
Надпись в станцах Рафаэля
Дальше пресловутый "Вася" пробрался в сам Ватикан. 
В сердце супеохраняемого музея Ватикана, в станцах Рафаэля, знаменитых почти также как Сикстинская капелла. Среди множества иностранных граффити, прилепленных дожеванных жвачек, прямо на оригинальных фресках великого художника, были вырезаны ключами или другим острым предметом на стене ЛЕНА И ТАМАРА ИЗ ВИННИЦЫ - на фото. Станцы Рафаэля всегда поражали меня своей глубиной мысли заложенной в идее. Но в тот момент я поняла, что Рафаэль безнадежно устарел и не удивляет меня больше, как эта современная надпись. О нем и его замыслах написаны тонны литературы. В тот момент я, как загипнотизированная, смотрела на надпись и пыталась проникнуть в сознание творцов надписи, потому что их мотивов творчества я боюсь, что мы никогда не узнаем и не постигнем. 
Надписи и прилепленные жвачки
Может быть, Лена и Тамара рассчитывали на рекламу? Или хотели сообщить всему миру, что они тут были, это видели, приобщились, вынесли частичку искусства? (в качестве пыли на ключах). Тем самым нанесли непоправимый вред бесценным фрескам, восстановить которые нужны годы и миллионы. Следующий шаг? Отколупывание мастерком фресок в Сикстинской Капелле? 
Часто выражают желание зайти в Колизей, в надежде собрать камешки, которых, кстати, найти невозможно. На Афинский Парфенон, говорят, для этого специально привозят груды щебенки для счастливых туристов. Рим не предусматривает такой услуги и поэтому попытки что-то отколупать на память все-такие есть. Правда, иногда до туристов доходит сознание вины и они готовы раскаяться в содеянном. Как произошло с двумя американскими туристами в 2009 г., которые вернули в Рим фрагмент Колизея, вывезенный во время их вояжа в Рим....25 лет назад. Власти были тронуты такой совестливостью и предложили супругам приехать еше раз. Бесплатно.
Но одно еще как-то объяснимое но никак не оправдываемое желание вывезти на  память Колизей по кусочкам на сувениры, другое - бессмысленное и бездумное желание увековечить свою подписанную глупость на уникальных монументах. К сожалению, даже если наказание за вандализм в Италии теоретически существует, но не всегда отслеживается и применяется. 
Иногда даже сами туристы проявляют больше бдительности, нежели органы правопорядка. Например в 2008 г. был исключительный случай с одной японской школьницей, которая несмываемым маркером вывела на кафедральном соборе Флоренции свое имя, школу и город, по которым была быстро обнаружена своим же соотвечественником, который разгневался настолько, что не пожалел времени и сил найти по возвращению нарушительницу в Японии. Семья девочки приносила глубокие извинения администрации Флоренции, предложив выплачивать за ущерб собора из зарплаты главы семьи. После этого случая в Японии, известной своим чувством гражданского долга и цивильности поведения, развернулась настоящая охота на вандалов, отличившихся в Италии и почему - то именно во Флоренции. Еще один случай с тремя японскими студентами и преподавателя из другого колледжа закончился более печально - преподаватель был даже уволен. Два крупнейших японских журнала Asahi и Yomiuri даже публично извинились перед властями Италии за некорректное поведение соотвечественников. 
Еще годом раньше, в 2007 г. символ города, Фонтан Треви, который даже нельзя было использовать во время фильма "Сладкая жизнь" для совершенно невинной сцены купания в фонтане, несколько раз подвергался актам вандализма: в него заливали красную краску и шампунь, засыпали разноцветные шарики. Нарушители были очень быстро обнаружены, потому что акт вандализма сопровождался листовками с указанием тех, кто брал на себя ответственность за это. Желающие и впредь увековечивать себя на бессмертных шедеврах Рима, должны быть в курсе штрафов, введенных муниципалитетом города: штрафам будут подвергаться "писатели" граффити, те кто продает им краску, особенно если писатели моложе 18 лет, особенно высокие штрафы если графитти касаются исторических монументов. Кроме штрафов предполагается починка и приведение в первоначальное состояние за собственный счет попорченного добра. В случае в иностранными туристами, если нет возможности взыскать ущерб напрямую, то предполагается подписание межправительственных договоров, чтобы взысканием занимались посольства и консульства заинтересованных стран. С недвухсмысленным намеком, что подобные инциденты неизбежно повлекут за собой проблемы в выдаче виз. 
Лена и Тамара из Винницы, подсчитайте теперь, во сколько вам обойдется перероспись фресок великого Рафаэля в Ватикане!   
    





Комментариев нет:

Отправить комментарий